+7 (495) 229-44-10 +7 (495) 954-00-46 схема проезда

Задержка психического развития ребенка

Каждый ребенок, развиваясь, проходит определенные возрастные этапы, тем не менее, у каждого ребенка темп развития индивидуален и зависит от наследственных и многих других факторов. Возраст, когда должны появиться важные новые навыки, в частности, ходьба и речь, нельзя назвать абсолютно точно – важно лишь, чтобы это соответствовало определенному возрастному диапазону.

Приблизительно 3 из 100 детей в связи с наследственными или врожденными причинами  имеют те или иные отклонения в развитии; у некоторых детей к замедлению развития приводят тяжелые заболевания или травмы. Временная задержка развития обычно наступает в период серьезной болезни, затем после выздоровления темп развития восстанавливается. Бывает, что задержка развития становится очевидной в школьном возрасте, в процессе общения ребенка со сверстниками. При многих наследственных или врожденных заболеваниях причину задержки развития можно установить; некоторые заболевания такого рода выявляются еще во внутриутробном периоде. Поэтому в ряде случаев родители заранее знают, что за будущим ребенка потребуется особый уход. Иногда задержка развития накладывается на какое-нибудь хроническое заболевание. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение могут ослабить влияние болезни на развитие ребенка.

При подозрении на задержку психического развития ребенка необходимо провести его полное медицинское и психологическое обследование. Современные методы тестирования способны выявить не только отклонения в развитии, но и сильные стороны ребенка. На такое обследование ребенка должен направить педиатр.

В зависимости от результатов тестирования детский психолог и педиатр рекомендуют программу лечения, охватывающего физические, речевые и психологические аспекты развития. Возможно, ребенок должен будет обучаться в специальном образовательном учреждении. Родители должны выяснить у специалистов, какого уровня образования сможет достичь ребенок.

Даже специалисты затрудняются дать долгосрочный прогноз, касающийся развития ребенка, на основании тестов, проведенных в возрасте 1-2 лет. Дети с синдромом Дауна, например, заметно отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития. Серия тестов, проводимых в течение длительного времени, дает более полную и объективную картину, чем единичная оценка. Исследования показали, что что независимо от характера врожденного заболевания очень большую роль в том, насколько разовьются физические и интеллектуальные возможности ребенка, играют окружающая среда и воспитание.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА

Обратитесь к детскому врачу или в службу ранней помощи,  если ребенок:

  • утрачивает уже приобретенные навыки (речь, ходьба и др.)
ВНИМАНИЕ!

Хотя это непросто, родители должны поощрять активность ребенка в рамках его возможностей: излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие. Подобная ложная «задержка развития» может определяться у детей с потерей слуха или зрения. К сожалению, иногда такой ошибочный диагноз приводит к истинному ограничению развития ребенка. 

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ

В 2 месяца: мышцы ребенка слишком напряженные или, наоборот, вялые? Ребенок не держит голову, когда вы поднимаете его на руки? В 6 месяцев: ребенок всегда тянется к предмету только одной рукой, при этом другая сжата в кулак?

В 10 месяцев: ребенок ползет, отталкиваясь только левыми или правыми рукой и ногой и приволакивая противоположные конечности?

Задержка развития; детский церебральный паралич (иногда он развивается в результате заболевания, перенесенного внутриутробно; иногда является следствием болезни, перенесенной в грудном возрасте)

Обратитесь к педиатру. Он осмотрит ребенка и решит, требуется ли консультация другого специалиста

Ребенок утрачивает уже приобретенные навыки? Делает меньше попыток произносить слова? Отказывается играть? Замкнут?

Задержка развития; аутизм; нарушение обмена веществ

Обратитесь за консультацией к педиатру. Он осмотрит ребенка и решит, требуется ли консультация другого специалиста

Ребенку трудно ходить и координировать движения, симптомы прогрессируют?

Неврологическое расстройство и/или болезнь мышечной системы

Сходите на прием к педиатру. Он осмотрит ребенка и решит, требуется ли консультация другого специалиста

Ребенок старше 2 лет? Он очень поздно начал говорить? Он понимает обращенную речь? Ясно произносит как минимум 5 слов?

«Ленивая речь» (если ребенок хорошо произносит слова, скорее всего, расстройства речи нет)

Обратитесь к педиатру. Он осмотрит ребенка и назначит полное обследование, в том числе, слуха, и решит, требуется ли консультация другого специалиста

Ребенок очень поздно начал говорить, а также ползать, ходить и т.д.? Он старше 2 лет? Произносит менее 5 слов? Речь невнятная?

Задержка развития; нарушение слуха; недостаточное внимание к ребенку

Запишитесь на прием к педиатру. Он осмотрит ребенка и назначит полное обследование, в первую очередь, слуха, и решит, требуется ли консультация другого специалиста

У ребенка трудности с учебой? Плохо овладевает чтением и счетом? Отстает от сверстников в учебе и имеет трудности с общением?

Задержка развития; трудности с обучением; стресс

Поговорите с учителями в школе, чтобы лучше понять характер проблемы. Педиатр осмотрит ребенка и назначит лечение

 

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

Воспитываем умного ребенка

Исследования подтверждают то, что родители давно знают: чем больше разговаривают с маленьким ребенком, тем более высокоразвитым интеллектуально он растет. Внимание к ребенку оказывает заметное влияние на формирование его интеллекта и творческих способностей. Иными словами, любовь и разумная забота близких людей способствует правильному формированию мозга ребенка.

Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до 3 лет и особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, буквально определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и так далее. Более того, эти слова должны исходить от тех, кто ухаживает за малышом, а не доноситься из радиоприемника и телевизора – эффекты в том и другом случае абсолютно разные. Взаимосвязи нервных клеток мозга закладываются до рождения в соответствии с генетическим кодом. На этот процесс влияет то, как будущая мать следит за своим здоровьем и питанием во время беременности. Некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Дети узнают голос матери с очень раннего возраста. Врачи советуют беременной женщине разговаривать со своим ребенком, слушать музыку – это развивает его мозг.

После рождения действуют и наследственные факторы, и факторы окружающей среды. С момента рождения на формирование мозга влияют зрительные впечатления, звуки, запахи, тактильные ощущения, а самое главное – речь и внимание родителей. Клетки головного мозга организуются в системы, что позволяет человеку мыслить, творить и приспосабливаться к окружающим условиям в течение всей последующей жизни. Однако все сказанное вовсе не означает, что родители должны поставить цель воспитать вундеркинда, постоянно и помногу занимаясь с ребенком. Это может быть опасно для малыша: ни в каком возрасте не следует требовать выдающихся достижений. Надо лишь обеспечить ему спокойствие и безопасность (возможности ребенка будут развиваться в свойственном ему темпе) и разумно поощрять его.

Мозг готов к каждому виду деятельности в свое время. Это надо учитывать при выборе занятия для ребенка. Но в любом возрасте ребенку необходимо общение с родителями и другими взрослыми.

От рождения до 1 месяца. Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют выключать радио, телевизор и т.п., когда вы общаетесь с малышом.

1-3 месяца. В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, например, узнавать ваш голос. Правильному развитию помогают рассматривание ярких картинок, разговоры с ребенком.

3-5 месяцев. В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему все более сложные картинки реальных предметов; лучше пользоваться детскими изданиями.

6-7 месяцев. Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку, что вы делаете. К примеру, поверните ручку и откройте дверь или откройте кран и пустите воду.

7-8 месяцев. Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда слышен звонок в дверь, скажите, что кто-то пришел, и т.п.

9-12 месяцев. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые «теоретические знания», сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран.

1-1,5 года. Интеллект быстро развивается и усложняется. По мере развития речи помогайте ребенку произносить новые слова; он начинает исследовать окружающий мир более активно. Дайте ему возможность изучать разные предметы – конечно, под вашим присмотром.  

 

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

+7(495) 229-44-10,  +7(495) 954-00-46

Поделиться информацией в ваших блогах и социальных сетях