+7 (495) 229-44-10 +7 (495) 954-00-46 схема проезда

Нарушение развития речи у детей

К своему первому дню рождения дети обычно умеют довольно внятно произносить несколько несложных слов и отдельные слоги более длинных слов. На втором году жизни большинство детей начинает говорить осмысленно, а после 2 лет их речь состоит из все более сложных предложений; они высказывают мысли, задают вопросы. Как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков.

На развитие речи влияет множество факторов: наследственность, течение родов, общение с родителями. В какой-то момент некоторые дети могут начать заикаться: их словарный запас еще слишком мал, чтобы выразить мысли. Подобное заикание редко указывает на опасность появления расстройств речи в будущем и пройдет со временем, если родители сами будут говорить отчетливо и не станут заканчивать предложения за ребенка или постоянно поправлять его.

Оценивая речь ребенка, важно разграничивать развитие его речи и языка. Развитие речи определяется способностью произносить членораздельные звуки; развитие язы­ка — возможностью интеллекта выражать мысли и понимать речь других людей. Часто причинами расстройства речи являются снижение слуха, задержка развития или недостаток общения. Расстройства речи могут затруд­нять обучение ребенка; в этом случае важно как можно раньше их выявить. Если педиатр подозревает расстройство речи или развития языка, он проверит слух ребенка и при необходимости направит на дальнейшее обследование и лечение. В школах и детских садах тоже, как правило, проводится проверка речи детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА

Обратитесь к детскому врачу, если в 2,5 года ребенок:

  • говорит очень нечленораздельно
  • не использует предложения из 2 слов
  • не понимает простую словесную просьбу
ВНИМАНИЕ!

Многие родители так хотят, чтобы ребенок скорее заговорил, что психологически давят на него. Этого делать нельзя. Стимулируйте речь ребенка пением, чтением вслух.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ

Ребенок совсем не говорит в 2 года ? Он здоров и активен? Он понимает вас и может общаться несловесно?

Медленное развитие речи

Речь иногда развивается медленнее двигательных навыков. Если ребенка окружают братья или сестры, он может не испыты­вать потребности говорить. Читайте и разговаривайте с ним наедине, чтобы у него была возможность отвечать вам

Ребенок реагирует на ваш голос, только когда видит вас?

Нарушение слуха

Обратитесь к педиатру. Он проверит слух ребенка и при необходимости напра­вит на дальнейшее обследование

Дошкольник с трудом подбирает слова, заикается, путает порядок слов?

Нормальная стадия развития речи

Ребенок учится координировать мысли и речевые навыки. Говорите отчетливо сами, читайте ребенку. Не следует заканчивать предложения за ребенка или постоянно поправлять его. Как правивило, эта стадия быстро проходит

Ребенок в 5 лет не произно­сит «р» или «л»?

Нормальное развитие

Многие дети неправильно произносят согласные до 5 лет. Говорите отчетливо, читайте ребенку, не привлекайте слишком много внимания к неправильному звуку

Ребенок школьного возраста    шепелявит или неправильно произносит согласные?

Дефект речи

Попросите педиатра направить вас к логопеду

Ребенок школьного возраста    заикается? Пытаясь произнес­ти слово, гримасничает?

Заикание

Попросите педиатра направить вас к логопеду

Ребенок школьного возраста     повторяет странные звуки? Вслух выкрикивает непристой­ные слова? Делает странные движения?

Неврологическое заболевание

Проконсультируйтесь с педиатром. Он осмотрит ребенка и при необходимости направит к невропатологу

Ребенок избегает общения?     Ему 2-5 лет? Он постоянно пребываете своем мире? Утрачивает ранее приобретенные навыки?

Аутизм

Обратитесь за консультацией к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости направит к другому специалисту

У ребенка, помимо расстройства речи, также замедленное развитие двигательных навыков?

Нарушение развития; возможных причин множество

Запишитесь на прием к педиатру. Он оценит развитие ребенка и при необходимости направит к другому специалисту

 

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

Основные этапы развития языка в первые 5 лет жизни

  • К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить предложениями из 2-3 слов, а также выполнять простые словесные просьбы и повторять услышанные слова.
  • К концу 3-го года жизни ребенок должен выполнять словесную просьбу, включающую 2-3 следующих друг за другом действия, понимать названия большинства бытовых предметов и обращенную к нему речь. Он должен говорить достаточно хорошо, чтобы его понимали посторонние люди.
  • К концу 4-го года жизни ребенок задает абстрактные вопросы («почему?»), понимает, что такое сходство и различие. Он говорит достаточно грамотно, если грамотно говорят его родные. Хотя к этому возрасту ребенок должен говорить вполне членораздельно, он может не выговаривать до половины звуков; это не повод для беспокойства.
  • К концу 5-го года жизни ребенок должен пересказывать историю своими словами и составлять предложения не меньше чем из 5 слов. 
     

    Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

    Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

    Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

    +7(495) 229-44-10,  +7(495) 954-00-46

 

Поделиться информацией в ваших блогах и социальных сетях