Как остеопаты работают с новорожденными детьми?

Сегодня мне хочется поделиться своим видением остеопатической работы с новорожденными детьми. Это мое ощущение процесса лечения младенца, которое сформировалось под влиянием совокупности факторов.

Один из них, самый первый, это опыт рождения моего старшего сына и знакомство с известнейшим российским остеопатом И. А. Литвиновым, который стал первым остеопатом в нашей жизни. Это сейчас я знаю, что он выдающийся специалист, и все мы продолжаем у него учиться. Но тогда это был странный человек, который минут 20 держался за моего ребенка и говорил: на сегодня все, приезжайте через неделю. Понять происходящее мне, врачу-кардиоанестезиологу, было сложно.
Уже родив третьего малыша я решила изучить этот вопрос. Так началась моя остеопатическая жизнь. Я закончила остеопатическую школу (4 года), прошла большое количество постдипломных семинаров и продолжаю учиться по сей день. После обучения по курсу остеопатическая коррекция новорожденных, я дополнительно прошла профессиональную переподготовку по неонатологии на базе медицинского университета, чтобы получить дополнительные академические знания в этой области, так как изначально я заканчивала лечебный факультет, а не педиатрический.

Также, как некогда я удивлялась, наблюдая за работой остеопата с моим ребенком, часто удивляются родители, которые пришли с малышами на остеопатический прием ко мне. Поэтому я хочу немного рассказать о том, что мы делаем.
В первую очередь, мне совсем не хочется говорить о том, как трудно было малышу в родах, какую компрессию испытала головка и шея и т.д. Это как раз давно всем известно, все прочли, просветились и радостно пришли к остеопату, чтобы срочно все поставить на место. И многие мамы и папы с недоумением наблюдают как я начинаю знакомиться с ребенком, смотрю на него, улыбаюсь, глажу, кладу руки и продолжаю улыбаться. Некоторые не выдерживают и уточняют: вы чего-то ждете, чтобы уже начать вправлять ему шею? Он у нас плачет все время, нам сказали, может шея зажата, говорят остеопаты лечат…

Для меня ребенок - это не набор дисфункций, которые нужно срочно устранить. И для родителей конечно тоже. Но часто они сильно напуганы тем, что происходило в роддоме, ребенку уже проведено много исследований, все врачи что-то нашли и чем-то озадачили родителей, а малыш все плачет, или срыгивает, или отказывается от груди. Или все наоборот. Даже врачи находят, что у малыша все вполне хорошо, но родители оказываются не готовыми к тому, что малыша приходится много качать и носить на руках, а у подруги по 3 ч спит на балконе.

Всем этим деткам и их родителям нужен остеопат, который не включится в этот процесс поиска нарушений, а даст возможность всем вспомнить, что ведь все хорошо на самом деле. Чудо уже случилось, и малыш родился! Это комочек счастья наконец уже с вами, и он очень цельный! У него нет отдельно существующей зажатой шеи, незрелого тазобедренного сустава или напряженного кишечника. Он их даже не ощущает изолированно. Он ощущает себя целиком. И вот такому целому малышу мы должны дать опору на остеопатическом сеансе, забыв про все его дисфункции и сконцентрировавшись на его целостности, в которой живет здоровье, присущее ему от рождения. Не мы будем вправлять ему шею! Его врожденная способность к самокоррекции сделает это! А мы нужны для того, чтобы у него появился на это ресурс.
Итак, что же мы все-таки делаем? Мы начинаем с места встречи. Пациент и врач для начала лечения должны встретиться. Мы сонастраиваемся с пациентом, чтобы наш "лифт" остановился на нужном этаже, на том, на котором находится наш пациент. Особенно важным это становится во взаимодействии с ребенком. В детской остеопатии есть целое понятие "место встречи с ребенком". Это состояние глубокого спокойствия и нейтральности, именно оттуда приходит дитя и это состояние ему необходимо для восстановления здоровья. Мы стараемся стать такими же как он: открытыми, любящими, с легкими руками и очень мягкими прикосновениями. И тогда ткани принимают наши руки, они начинают двигаться, а мы мягко следуем за ними. Это движение показывает ту адаптацию, которая выстроилась в процессе развития малыша. Мы слушаем ребенка как шарик, наполненный жидкостью, не выделяя в нем позвонки, ребра, мышцы. И в руках появляется ощущение, что шарик дышит. В первую очередь мы слышим грудное дыхание, которое передается на все ткани за счет движения диафрагмы, слышим пульсацию сосудов и слышим более медленные ритмы, которые есть в теле за счет различных процессов, например, таких как флуктуация спинномозговой жидкости. И мы можем заметить, что где-то дыхание проводится хорошо, а где-то ткани "стоят", какая-то часть нашего шарика потеряла салю округлость, эластичность, появилось ощущение втянутости. И как в шарике всегда есть центр, вокруг которого он организован, так же и в ребеночке есть центр, на который ориентированы все ткани. И он может сместиться в результат к адаптации к какой-то травме. Мы все это наблюдаем и ощущаем этот смещенный центр, потому что ткани вокруг него натянуты и наши руки - это натяжение чувствуют. Очень мягко мы следуем за тем движением, которое пришло в руки, и тогда у ткани появляется новая свобода движения. И узелок, в который она закрутилась становится все мягче, а затем распадается. Шарик получает новое состояние баланса. Это обеспечивает лучшее движение всех тканей и жидкостей. Под руками мы чувствуем расслабление.

Что в итоге произошло. Мы предложили организму состояние покоя, увидели зону натяжения, дали опору, система нашла новый баланс. А дальше мы отпускаем ребеночка домой, чтобы расти и развиваться более гармонично.

Никогда после сеанса я не могу предсказать как изменится симптомы ребенка, как быстро это случится, будет он более сонлив или капризен... Все это будет выстраиваться в зависимости от его ресурсов, напряженности тканей, психологического состояния родителей. Ведь именно им дальше продолжать быть опорой своего ребенка.
Судя по отзывам, после приема возможен большой разброс вариантов: от «стал намного спокойнее и хорошо спал», до «ничего не поменялось» или наоборот «малыш беспокоился и плакал».
72 часа после лечения перестройки в организме очень активны. Малыши реагируют по-разному. Часто ткани, освобождаясь, высвобождают и сильное эмоциональное напряжение или страх. Тогда малыш может плакать. Очень редко это бывает сильно выражено. И всегда проходит в течение первых 2-3 суток. К концу первой недели мы часто наблюдаем первые положительные результаты нашего лечения. Через 2-3-4 недели мы просим повторить прием. Чтобы отследить динамику изменений и продвинуться дальше, если нужно.

Процесс остеопатического лечения очень мягкий, ориентированный на ребенка и полностью руководимый тканями ребенка. Мы никогда их не торопим, не форсируем изменения. Мы ждем столько сколько нужно. Поэтому если родителям кажется, что на приеме мы быстро нажмем на несколько точек и все беспокойства сразу растворятся, то именно я не смогу соответствовать их ожиданиям. Потому что моя задача не угодить ожиданиям родителей, а дать ребенку освобождаться от напряжений в его ритме для наиболее гармоничного роста и развития. Будьте здоровы!

Айгуль Чураева, врач остеопат.

 

Предыдущая