ИНТЕРВЬЮ С ЛОГОПЕДОМ

Вопросы задает Максим Максимов.

Отвечает : 
Полей Яна Борисовна

Полей Яна Борисовна

Логопед, дефектолог

Стаж: 25 лет
Отзывов: 2

Записаться на прием

1.Назови и опиши свои инструменты. Способ их применения.

Мои рабочие инструменты — называются зонды. Логопедические зонды. Еще мы пользуемся шпателями, деревянными и металлическими. Деревянными удобно обследовать — использовал и выбросил, металлическим, я например, поглаживаю и пошлепываю чересчур напряженный язык. В полевых условиях для этого хорошо подходят черенки старинных бабушкиных ложек и вилок. Почему старинных? Потому, что раньше вещи делали на совесть, весомо, из солидных, вроде мельхиора и серебра, материалов. Не было алюминиев всяких, пластмасс… А если у вилочки тупые зубчики — ими можно покалывать, разминать язычок

В полевых условиях вообще что только логопеды не используют — пальцы(естественно, чистые) свернутый жгутом платок или марлевую салфетку, детскую соску, зубную щетку, спичку. Иногда увидишь какую-нибудь штучку и думаешь, как бы её использовать можно было в работе? Мои родные уже на всякий случай прячут от меня хорошенькие ручки и фломастеры, так как, увидев подходящий, на мой взгляд, объект для использования, я его могу и «похитить».

На самом деле, не так уж часто пользуешься зондами, чаще в тяжелых случаях, но, как говорил один мой педагог в университете «зонды — это ваш рабочий инструмент. Знак вашей профессии. Родители пришли в кабинет и видят, что не к тете Мане пришли, а к СПЕЦИАЛИСТУ!»

 

Есть зонды постановочные, а есть массажные.

С помощью постановочных ставят звуки. Массажные используют для массажа, для подготовки языка к постановочной работе. Иногда язык очень напряжен, иногда слишком вял. Вот тогда его и массируют.

Самые популярные — шарик, лилия, саночки. Это мои любимые. И металлический шпатель.

Вместо шарика иногда используется авторучка или вязальная спица. Я прошу людей что-то из дома подходящее принести, мы протираем это спиртом и храним в пакетике, чтобы какая-нибудь бактерия противная не проползла. Это личный инструмент ребенка. Один раз мама принесла барабанную палочку, мальчик трогательно мне сообщил, что мол, у него был барабан, но палочка потерялась, а эта осталась. Я ему сказала, что, мол, мы научимся с её помощью барабанить язычком. Научились, сейчас молодой человек прекрасно рычит и учится в школе. Одна очень гламурная мама несколько дней не могла найти нужную ручку или палочку. Наконец принесла колпачок от какого-то то ли лака, то ли духов, колпачок был вытянут, закруглен на конце и идеально подходил для постановки звука «Р». А вот у бабушек почти всегда находится удобная пластмассовая спица, с округлой ручкой — самая удобная штучка для того, чтобы зарычать. А, ну и, конечно же, зубные щетки. С их помощью можно рычать, а если на рукоятке есть шипы, то ими можно разминать язык. Современные зубные щетки логопедов обычно очень радуют широтой применения в работе. Еще можно использовать палочки для коктейлей. Они такие красивые, прозрачные, яркие, разноцветные, на противоположном конце — голова какого-нибудь зверя, а на другом — удобный пластмассовый шарик — им и щекочем язычки ленивые, пока не заработают, как надо.

2. Твое отношение к инструментам, также к выбору профессии вообще.

Мое отношение — не увлекаться инструментами. Но, как я уже говорила, с каждым годом детей с «тяжелыми» языками все больше. У меня три набора инструментов. Массажный, и два постановочных. Это мало с одной стороны, с другой стороны — достаточно. Инструменты должны стерилизоваться обязательно и, пока идет работа, действует принцип — один ребенок — один инструмент.

А еще у меня есть некоторые добавочные отдельные зонды, как раз из тех, какими часто пользуюсь. Если честно, я пользуюсь часто тремя. Остальными — в особых случаях. Если хорошо подготовить ребенка к работе — инструмент и не понадобится. Подготовительная работа — это упражнения по развитию дыхания, специальная артикуляционная гимнастика.

Выбор профессии?

— это отдельная песня. Если у меня любимая книга была с 12 лет «Клиника олигофрении», написанная одной моей родственницей, я правда, тогда не знала этого, но книгой учитывалась, то понятно, что просто учительницей я стать не могла. В детстве хотела работать с олигофренами. К 16 годам передумала. Часто ездила в гости к другой своей родственнице, сестре отца. Первоклассный специалист, мне до её уровня расти и расти. Мы, среднее поколении, зовем таких в хорошем смысле «старой гвардией» или динозаврами дефектологии. Они практически видели основателей этой профессии в России. Я приезжала к тете на работу или домой, видела, как она работает с детьми. Однажды, она мне дала инструмент в руки, шарик, поставила перед ребенком и учила делать «моторчик». Мне было страшно, а мальчику весело! Руки у меня тряслись, может, поэтому он у меня слегка даже рыкнул.

И к 11 классу как-то уже не думала ни о чем другом, кроме как о логопедии. ( а в первом классе и в детском садике хотела быть художницей или балериной)

Ну, почти все девочки хотят стать учительницами и докторами, а мальчики космонавтами, шоферами и милиционерами, а вырастают — и становятся художниками, танцовщицами, бандитами, менеджерами, топ-моделями и т.д. у меня наоборот получилось. Мечтала танцевать, а выросла в педагога. Потому, что открою одну тайну. Логопеды — это не врачи. Это — педагоги. Только специальные — дефектологи.

3.Специфика профессии.

А вот в этом и заключена специфика профессии. Мы педагоги, которые должны разбираться в невропатологии, психологии( иногда и в психиатрии),медицине… Во многих западных университетах логопедов готовят на медицинских факультетах. Там это — медицинская специальность. В нашей стране — педагогическая. Может в чем-то в этом и заключена наша сила. А в чем-то и проблемы отечественной логопедии, но это уже совсем другой разговор. Если кратко. Логопед — это педагог, который очень хорошо должен разбираться во многих медицинских дисциплинах.

Мое личное мнение — дефектология — это вообще отдельная область. Вот есть Медицина, есть Педагогика и должная быть — Дефектология. (Дефектология — это не только логопедия, но и много других областей — тифлопедагоги, сурдологи, олигофренопедагоги и т.д.)

4. Драматические и-или комические реакции твоих пациентов на инструмент.

Самая частая реакция — страх. Мамы у нас больно умные с детства, что говорят детям? «Будешь плохо себя вести — доктор укол сделает, отрежет язык» И вот деточка пришла к доктору, а доктор что-то такое достал. Поэтому я часто «отыгрываю» страх. Дотрагиваюсь шпателем до руки «- больно? — Нет, не больно,- а здесь? — а здесь? — так до языка и добираемся» Иногда сразу дотрагиваюсь. Естественно, ребенок ничего такого не чувствует. Предлагаю с самым серьезным видом: «Ну, кричи «На помощь!» Ребенок — «зачем?» я, ну, больно ведь. Ребенок уже смеется, говорит, нет, не больно. Один раз большой мальчик 7 лет честно сказал «на помощь» таким медленным и тихим, «умирающим» голосом, что его мама долго смеялась. Почему-то мальчики бояться чаще девочек. Даже юноша 12 лет первое время напрягался, когда доставала «саночки». Многим интересно. Один рыженький паренек очень обижался на меня, что я другие «штучки», как он выразился, не использую в работе с ним. (Ему было не нужно, он хорошо занимался и никаких особых трудностей у него не было). Перед отпуском, когда я с ним заканчивала работу, за хорошую работу и поведение я его наградила «помассировала» язык всеми «штучками» Он был счастлив. Кто-то просит подарить. Приходится мягко отказывать, дарю или наклейки или конфетки, мелкие игрушки из киндер- сюрпризов, если случаются вдруг у меня с собой.

Большинство детей, когда я им делаю массаж языка, расслабляются. Один мальчик впадал в такой транс, что его чуть ли не будить приходилось. Было два персонажа, которые хихикали. Одна девчонка просто хохотала во все горло, говорила, что ей щекотно. Я 30 секунд пыталась, если это можно так назвать, массировать ей язык, а пять минут она хохотала. Вот так мы работали. К сожалению, бывает, что у ребенка повышенный рвотный рефлекс, язык очень осторожно приходится трогать. Был ребенок, который столько стоматологических операций перенес, что стоило дотронуться до языка — начинал кашлять. И работали мы с ним тяжело. Большинство любит, когда им что-то с языком делают, приходят и спрашивают: « А сегодня будете язык мять?» Дети игривые, инфантильные или робкие слышат от меня присказку «Рельсы , рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый. Из последнего вагона вдруг просыпалось зерно. Приходили куры — поклевали-поклевали. Приходили гуси — пощипали-пощипали, Приходил слон — потоптал-потоптал…» и т.д.», при этом я имитирую зондом иголочками движения поезда, клюющихся цыплят и все по тексту.

Обычно детей водят мамы, бабушки, сестры, братья. Последнее время — дедушки, папы. И вот, привел папа ребенка(до этого мама водила), достаю я шпатель, папа становится белее известки и трагическим шепотом спрашивает «ЧТО ВЫ БУДИТЕ ДЕЛАТЬ С МОИМ РЕБЕНКОМ?» смотрит на меня подозрительно, как на Ганнибала Лектора или Крюгера какого. Ну, я его понимаю, мало ли кто работает в детской поликлинике, вдруг я злая ведьма или маньячка? Но ребенок спокоен и папа расслабляется — его наследника или наследницу не обидят. Может быть.

5. Просто любопытные случаи из практики.

Не совсем из моей. Моя родственница-логопед (которая и подтолкнула меня к выбору профессии) занимается с внучкой, показала ей, как надо с язычком работать, какие упражнения делать… Девочка тяжело вздыхает. «Не буду я это делать!» «Почему?» «Это так тяжело!»

У меня есть девочка, которая очень старается. У неё как раз стертая дизартрия, но девочка очень, очень хочет хорошо говорить. У неё тяжело идут шипящие звуки, а впереди нас ждет ещё много работы. Когда мы «шипим» она поднимает указательный палец вверх и командует себе: «У меня все получится! Если постараться — то все получится!» Палец она поднимает, чтобы язычок «не забыл», что надо смотреть вверх. У меня что-то сразу сжимается внутри, так как некоторым взрослым можно поучится у этой девочки упорству и настойчивости.

6. Сколько разновидностей дефектов речи существует? Со сколькими тебе приходилось иметь дело?

Я не буду охватывать всю логопедию. Поскольку мы говорим о нарушениях звукопроизношения, то остановлюсь на трех: Дислалия, Дизартрия и её разновидность — стертая дизартрия, ринолалия.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Наиболее распространенное нарушение среди расстройств произносительной речи, которое проявляется в избирательном нарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже — пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.

Бывает еще механическая, когда правильному формированию звукопроизношения у ребенка мешает какой-либо анатомический дефект — укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, небо и т.д.

Дизартрия —

(от греч. dys — приставка, означающая затруднение, нарушение, и arthróо — расчленяю, издаю членораздельные звуки), расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов, слогов и звуков .Возникает вследствие поражения различных участков головного мозга или нарушения иннервации голосовых связок, мышц мягкого нёба, лицевых, дыхательных. Это заболевание имеет различные степени выраженности. В тяжёлых случаях речь оказывается недоступной пониманию, что ограничивает общение с окружающими и приводит к вторичным отклонениям общего развития.

А вот стертая дизартрия, когда вроде бы тяжелого поражения не существует, но при обследовании обнаруживается, что у ребенка есть косвенные признаки поражения нервной системы. Ему тяжело управлять губами и языком. Если с дизартрией мы в поликлиниках дело имеем редко, такие дети обычно лечатся в специальных центрах и дизартрия у них — сопутствует основному тяжелом заболеванию, например, ДЦП, то дети со стертой дизартрией попадаются все чаще и чаще.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра

голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими

дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием

измененного назализованного (от лат. пазиз — нос) тембра голоса. К этому неприятному дефекту могут привести парезы мягкого неба, открытые или скрытые расщелины неба. В средине века такие дети без специальных операций могли умереть. Это так называемая в народе заячья губа и волчье небо. Им делают несколько операций в течении роста и с ними работает логопед достаточно долго

Есть еще такие нарушения, как заикание, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, задержка речевого развития, дисграфия, дислексия, разновидности всех этих заболеваний и т.д. В том или ином виде я имела дело почти со всеми. Хотя обычно и так и должно быть, в поликлиниках должны иметь дело с нарушением звукопроизношения, а дети со сложными речевыми расстройствами должны отправляться в специальные сады, лечебные центры, больницы. Но всякое бывает. Иногда человеку некуда деться или по возрасту он не подходит ни в какое заведение, или взрослые по социальным или каким-то семейным обстоятельствам не могут куда-то его возить и тогда на логопеда поликлиник ложится гигантская ответственность. Принять, оказать помощь или провести консультацию мы обязаны в любом случае.

7. Все, что считаешь нужным сообщить любознательным читателям журнала.

Хмм, даже не знаю, почти все сказала основное.

Умоляю, приводите своих детей вовремя. Просто на плановый осмотр. Даже если кажется, что все у ребенка замечательно. Но ведь неплохо это ещё от специалиста услышать? Один раз ко мне весной пришла мама с 7-летней девочкой. Состояние её речи было ужасным, мама, улыбаясь сказала мне: « ну к школе вы её вылечите?» Мне было очень горько и тяжело психологически объяснять маме, что беда её девочки(милой и умной) не в том, что она неправильно произносит некоторые звуки, а в том, что развитие её речи нарушено системно и работать надо было ещё в пять лет в логопедическом саду и что, скорее всего учится девочке придется в речевой школе. Если бы в пять лет я их увидела, девочка спокойно бы пошла после посещения логопедического сада в обычную школу. Лучше всего показывать детей в 3 года и в пять. А если что-то беспокоит, то и раньше и позже — когда хотите. Не считайте речь пустяком. С помощью речи существует наша цивилизация. С помощью речи — мы учимся, работаем, познаем мир, общаемся, развлекаемся, существуем. Иногда взрослые считают, что ничего страшного, если ребенок не говорит один звук правильно, даже пикантно, мол. А иногда, эта «пикантность» отражается на письме, вызывая плохие отметки и психологические проблемы, иногда влияет на выбор профессии. Я знал одну молодую женщину с плохой речью, которой в детстве недостаточно занимались родители, к логопедам её почти не водили. Мне она призналась, что ей тяжело пойти устраиваться на работу, даже продавцом, так как она стесняется того, как говорит, она отказалась после колледжа от высшего образования, хотя неплохо училась, из-за состояния своей речи. Мне скажут — «это психологическая проблема, кто-то из-за ушей больших переживает!» Но ведь переживает и жить это мешает? Зачем же лишние проблемы, их и так много в нашей жизни. Надо их уменьшать, а не увеличивать.

Не стесняйтесь обращаться к логопедам в любом возрасте. Многие считают, что после 6 лет, логопед не работает с детьми. Работает. И со взрослыми работает. Просто в пять лет удобнее всего заниматься и ребенку, и специалисту. Переучивать всегда тяжелее, чем учить сновья. Есть большая разница человек лет 10 неправильно говорит, или всего пару месяцев.

С другой стороны, сейчас появилось много книжек хороших и не очень. И мамы, прочитав их, считают, что работа логопеда очень простая и они сами все сделают своему ребенку. А потом приходят и приходится все переучивать, все исправлять… Тоже тяжело работать. Особенно если мама вздумала с трех лет ребенка учится правильно «рычать» или «шипеть». Такое неуместное рвение может привести и к заиканию и к дислалии и, Бог весть, к чему ещё! Ну, проконсультируетесь, пожалуйста, прежде чем натворите дел! И не надо требовать от малыша, который ещё растет, которому не исполнилось порой и 4 -5 лет, чтобы он правильно все звуки говорил! У него еще все растет, он развивается.

Все придет в свое время, наблюдайте за своим ребенком, общайтесь с ним и посещайте вовремя специалистов.

Записаться на прием к логопеду можно по телефонам Центра в Москве:

+7(495) 229-44-10,  +7(495) 954-00-46

 

Предыдущая