Что такое Служба Комплексной Помощи и кому она нужна?

Когда ребенок появляется на свет - это большая радость для всей семьи. 

Однако помимо этой радости это и огромная ответственность, лежащая на плечах родителей.
Перед новоиспеченными родителями их младенец является загадкой, как правило они чувствуют свою некомпетентность, испытывают трудности в уходе за маленьким человеком, боятся что-то сделать не так.
Ввиду того, что мы живем не в традиционном обществе, у нас отсутствует традиция передачи информации об уходе и воспитанию ребенка от старшего поколения к младшему. Да и надо сказать, что к тому времени, когда у бабушек появляются внуки они уже не помнят, что делали со своими собственными детьми в раннем детстве.
Из-за этого родители достаточно часто вынуждены самостоятельно без какой-либо поддержки из вне обучаться родительскому мастерству.
Но откуда черпать информацию? 
В современном мире проблема не в том как найти информацию, а как определиться с выбором, отделить, как говорится, зерна от плевел. 
Обилие информации, часто противоречивой, усиливает стресс неопределенности и запутывает. Это касается всех аспектов жизни маленького человека: набор веса, рост, питание, купание, методы развития, речь и т.д.

К сожалению, часто представители медицинского сообщества также усиливают беспокойство родителей, так как придерживаются некоторых "нормативов" развития ребенка, выведенных в школе советской педиатрии более 30 лет назад и с тех пор так и не пересмотренных. 

При таком положении часто рождается атмосфера недоверия всем представителям медицинского сообщества.

Повезло тем родителям, ребенок которых попадает в эти нормы, но если же он в них не вписывается, то родителей ждет много стрессов, хождение по врачам, масса противоречащих друг другу мнений.
При этом зачастую такие проблемы, как задержка развития, нарушение контакта, аутичные черты, в раннем детстве специалистами не замечаются. На тревоги родителей и беспокойство по поводу отсутствия речи и контакта специалисты часто говорят, что все нормально и "к трем годам пройдет".

Как же распознать нарушения развития у ребенка в раннем детстве?

Оговоримся сразу, что речь пойдет прежде всего о различных задержках психического развития и расстройстве аутистического спектра, а также схожих с ними состояний, так как именно эти нарушения достаточно сложно увидеть, а успех помощи существенно зависит от времени начала работы с ребенком.

Конечно, можно обратиться к диагностическим критериям или к так называемым тестам на аутизм и подобные с ним состояниям (см. например: C.A.R.S., M-chat, ASD (4,5,6)), но перечень диагностических критериев не дает понимания, что же такое аутизм, а родитель, находящийся в состоянии тревоги может неадекватно оценить своего ребенка, завышая или занижая оценки по этим тестам.

Сложность определения состояния ребенка по диагностическим критериям обусловлена еще и тем, что данные критерии имеют чисто описательный характер, никак не складываясь в единую картину. Причина достаточно проста: целью диагностики является постановка диагноза, а не понимание сути расстройства. Из-за этого возникает сложность в понимании аутизма как нарушения развития.

Многие клиницисты отмечают, что при диагностике расстройства аутистического спектра и других нарушений можно выделить так называемые «первичные» (основные, передающие суть расстройства) и вторичные (сопутствующие и встречающиеся и при других трудностях) нарушения. Например, при расстройстве аутистического спектра первичным симптомами у ребенка будет трудности в установлении контакта, отсутствие эмоциональной взаимности, нарушение игровой деятельности, а вторичными -периодические взмахи руками, кручение на одном месте, застывания, ходьба на цыпочках.

Для начала попробуем дать определение аутизма и схожих с ним расстройств.
Прежде всего аутистическое расстройство понимается как нарушение у ребенка возможности вступать в отношения, контактировать с окружающими людьми разными способами: взглядом, жестом, улыбкой, вокализациями, интонациями и наконец, речью.

Данное понимание во многом соответствует теории уровней социально-эмоционального развития С. Гринспена и разработанного им метода DIR\Floortime. На основе выделенных С. Гринспеном уровней социально-эмоционального развития был составлен диагностический опросник который является составной частью новых шкал Бейли и широко используется педиатрами в США для выявления детей с неблагополучным развитием.

Основываясь на модели С. Гринспена, перечислим теперь основные этапы формирования у ребенка способностей к общению и взаимодействию с окружающим миром в том порядке, как они развиваются у нейротипичного ребенка и опишем возможные симптомы нарушений на каждом из них.

Оговоримся, что данные уровни актуальны для детей раннего и дошкольного возраста.

 

  • Саморегуляция и интерес к внешнему миру. Испытывает ли он интерес к вещам и предметам? Реагирует ли ребенок на происходящие события? Наблюдает, прислушивается, принюхивается и т.д.?

Разделенное внимание. Может ли ваш ребенок координировать (разделять) свое внимание при попытке совместной игры? Поясним: для того что бы играть с другим в какую-либо совместную игру, например, катать друг другу мячик, строить башню из кубиков, прятки и т.д. ребенку необходимо уметь переключать свое внимание с партнера на игрушку и обратно, удерживать во внимании два объекта. Эта способность есть уже у 3-х-месячного младенца, но может отсутствовать у 3-х летнего ребенка с нарушением в развитии.

  • Контакт и общение. Может ли ваш ребенок отреагировать на ваши попытки пообщаться с ним тем, что улыбнется, рассмеется или нахмурится, рассердится, или например, посмотрит или отвернется?

  • Двухсторонее общение и инициатива. Отвечает ли ребенок на ваши слова, мимику, жесты? Инициирует ли взаимодействие? Может ли он поддержать взаимодействие на уровне 5-6 циклов общения (обращение-ответ

  • Решение социальных задач. Может ли ваш ребенок попросить вас что-то ему дать, например, еду из холодильника, при этом отвечая на ваши вопросы, жестикулируя, интонируя пока он не получит того, что хочет?

Может ли ваш ребенок поделиться с вами своим впечатлением, указав или рассказав о нем (например, ребенок увидел пожарную машину, поворачивается к вам и жестом указывает на нее что бы вы на нее посмотрели)? Может ли он с помощью мимики и жестов выражать такие эмоции как любопытство, страх, гнев, удовольствие от общения? Может ли он находиться с вами в контакте более 1 минуты?

  • Творческое мышление и использование слов и понятий, символическая игра.

Может ли ваш ребенок ответить на вопросы: Зачем? Почему? Играет ли он в ролевые игры? Берет ли на себя в игре роли доктора, водителя и т.д.? Играет ли ваш ребенок в простые игры с правилами (например, в прятки, где один прячется, а другой ищет, а потом меняются ролями)?

Если у вашего ребенка вы наблюдаете трудности на одном или нескольких уровнях следует обратиться за консультацией к специалисту: детскому врачу неврологу и детскому психологу с соответствующим опытом работы. При подтверждении наличия у ребенка трудностей следует незамедлительно начать процесс помощи.

В современном мире существует большое количество методов и подходов к помощи детям с задержкой, нарушением речи и аутизмом. В России так же представлено достаточно широкое разнообразие методов:

Это и различные диеты, прием некоторых витаминов, физиотерапевтические и нейростимулирующие методы (ТОМАТИС, воздействие на головной мозг ребенка микротоками), лекарственные препараты, методы основанные на работе с животными (иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия), психолого-педагогические методы (занятие с ребенком по методикам TEACCH, ABA – терапия, классический дефектологический подход, эмоционально-уровневый подход О.С. Никольской, DIR/Floortime подход, Son-Rice, RDI и другие), методы основанные на работе с телом ребенка (нейропсихология, сенсорная интеграция, кинезотерапия) и это не самый полный список.

Более объективную картину использования методов можно почерпнуть, заглянув на страницу ASAT - американской ассоциации по науке и лечению аутизма. На сайте этой ассоциации представлено большинство известных методов помощи аутичным детям). Они подразделяются на доказанные, частично доказанные и не эффективные методы.

Во всем мире общепризнано, что главным и наиболее эффективными методами в помощи детям с нарушениями являются психолого-педагогические.

Еще одним условием эффективности работы является как можно более раннее начало специализированной помощи ребенку. Общеизвестно, что при раннем начале специализированной помощи ребенку ее эффективность повышается, а с повышением возраста начала работы – снижается. При выявлении проблемы в раннем возрасте и получении ребенком необходимой ему по содержанию и интенсивности помощи достаточно часто удается достичь компенсации ребенка до уровня его нейротипичных сверстников к 5-7 годам.

О нас

Служба Комплексной Помощи нашего Центра предлагает комплексную помощь детям с проблемами и диагнозами нарушениями развития, такими как задержка, нарушение общения и речи, аутистические нарушения.

Мы работаем с детьми раннего (от 1 года), дошкольного, и в некоторых случаях младшего школьного возраста.

Каждый ребенок для нас – личность, та среда в которой ребенок растет и развивается - это его семья, которая уникальна в своем роде. Родители ребенка – это его первые и главнейшие учителя, с которыми он учится жить и общаться. Мы не ставим себе задачу заменить собой родителей, но ставим задачу помочь родителям стать лучшим учителем для своего ребенка.

Принципиально важным для нас является игра ребенка. Игра – это мышление ребенка и способ понимания окружающего мира. Для нас игра – это еще и способ контакта с ребенком и одновременно с этим способ его развития.

Родители – наши партнеры. Принципиально для нашей работы – участие семьи, которое должно проявляться как на этапе составление целей программы, так и присутствие и активное участие в занятиях, выполнение рекомендаций, самостоятельная работа с ребенком дома. Под каждого ребенка мы разрабатываем индивидуально-ориентированную программу помощи ребенку и его семье.

В нашей работе мы используем различные подходы в зависимости от тех трудностей которые есть у ребенка и возможностей его семьи.

Мы не сторонники какого-либо одного подхода. Мы убеждены в том, что качественная помощь ребенку должна иметь комплексный характер.

Комплексная работа – эта работа с семьей команды специалистов разного профиля. Таким образом мы придерживаемся командного стиля работы с ребенком и семьей.

В нашей команде мы используем методы основанные на взаимодействии (DIR/Floortime, RDI, Son-Rice, Миллер-терапия), поведенческие методы (АБА-терапия), педагогические методы (дефектологические, логопедические), метод сенсорной интеграции.

 

Структура работы

При поступлении ребенка и его семьи в нашу службу, проводится комплексное обследование консилиумом специалистов во главе с врачом-психоневрологом.

По итогам этой работы намечаются первичные цели работы с ребенком, даются рекомендации по обследованию ребенка с целью исключения других нарушений.

Если ребенок очень маленький (до 2-х лет) или его нарушения касаются только общения и социального взаимодействия, то в начале подключается один специалист - детский психолог. При необходимости в дальнейшем могут подключаться другие специалисты.

Если изначально мы наблюдаем у ребенка более выраженное нарушение, то семье предлагается незамедлительно начать работу в нескольких направлениях с несколькими специалистами, например, работать над коррекцией нежелательного поведения на занятиях с АБА-терапистом и параллельно развивать социально-эмоциональные навыки с психологом.

 

Мы убеждены в том, что командная, комплексная и интенсивная помощь ребенку и его семье всегда будет иметь результат!

 

Литература:

  1. С. Гринспен, С.Уидер На ты с аутизмом – М.: Теревинф, 2013. – 512 с.

  2. Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. С. 26–58.

  3. Критерии диагностики РАС по DSM-5

  4. Шкала оценки детского аутизма ASD

  5. Рейтинговая шкала аутизма C.A.R.S.

https://www.helpautism.ru/index.php/proekty/pomoshch-autistam

https://www.helpautism.ru/attachments/article/

https://ovz24.ru/index.php/informatsionnaya-podderzhka/testy

  1. Скриниговый тест на аутизм M-chat

  2. Ассоциация по науке и исследованию аутизма ASAT

  3. Институт ICDL, основанный С. Гринспеном, о модели DIR

    Также книги о детях с расстройсвами аутичного спектра и особых детях можно найти здесь.

 

Автор:  

Специалисты нашей Службы Комплексной Помощи

Все специалисты имеют опыт работы как с детьми раннего возраста (до 3х лет), так и с более старшими детьми. Все наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с трудностями в развитии.

И специалисты Службы:

Психологи и педагоги:

Полей Яна Борисовна

Полей Яна Борисовна

Логопед, дефектолог

Стаж: 25 лет
Отзывов: 2

Записаться на прием

Медицинские специалисты:

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Главный врач, заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр высшей категории

Стаж: 30 лет
Отзывов: 15

Записаться на прием

Шлыкова Вера Сергеевна

Шлыкова Вера Сергеевна

Врач-педиатр в проекте «Служба помощи особым детям»

Стаж: 30 лет
Отзывов: 6

Записаться на прием Вызвать на дом